15680

Левой пяткой - по правому локтю

Легендарного генерал-майора погранслужбы Марата МАРДЕНОВА за 7 лет до выхода на пенсию собираются объявить негодным к службе за тяжелое ранение в правый локоть. Причем c этой “забракованной” рукой он участвовал в боевых действиях в Афганистане, Кыргызстане, Таджикистане, и ни разу за 30 лет ни один хирург не поставил под сомнение его силу и сноровку. Зато на прошлой неделе он услышал страшное для любого воен­ного: “К службе не годен”.

А фганистан, 1982 год. Началась операция “Долина-82” по переброске 14 мотоманевренных советских подразделений в северные провинции Афганистана. 13 февраля советские колонны с солдатами, бое­припасами и продуктами вошли в город Талукан, где мятежники оказали наибольшее сопротивление. Основной огонь принял на себя советский Пянджский пограничный отряд, находившийся здесь уже три месяца. Одной из его групп прикрытия руководил единственный в погранотряде казах - лейтенант Марат Марденов, который засел с 50 солдатами в горах. С наступлением темноты на них напали более 150 боевиков, которые подошли подземным ходом. Когда закончились патроны, а сам он получил пулю в правый локоть, раненый лейтенант продолжал руководить боем, чтобы взбодрить солдат.
На следующий день тяжелораненых вертолетами вывезли в пограничный госпиталь Душанбе. Марденова готовили к ампутации руки, но в последний момент начальник госпиталя, известный хирург Евгений ЗОЛОТОБОЕВ, взялся восстановить костную ткань. Пациент пришел в себя после операции через четверо суток, еще через 10 дней его перевели в тыловой госпиталь Алматы. За мужество и героизм, проявленные в Афганистане, он получил орден Красной Звезды.
Через некоторое время Марденова назначают замначальника погранзаставы в Нарыне - горной местности в Кыргызстане. Несмотря на то что его рука только приходит в норму, он наравне с солдатами скачет на лошади, стреляет, подтягивается на турнике и брусьях.
В ноябре 1983 года он проходит конт­рольный осмотр в Центральном НИИ травматологии и ортопедии в Москве у именитого академика Оганеса ОГАНЕСЯНА, лучшего специалиста Советского Союза по локтевым суставам. Осмотрев руку, известный профессор наказал Марденову ею гордиться и дал заключение о годности к службе.
С этой рукой его приняли в высшую школу КГБ СССР. Ранение не помешало ему участвовать в локализации межнациональных конфликтов в городе Ош в 1990 году, в отражении интервенции бандформирований в Баткентскую область КР и в прекращении гражданской войны в Таджикистане (1997-2000 гг.). Он дослужился до заместителя директора погранслужбы Казахстана, стал единственным кавалером четырех медалей “За отличие в охране государственной границы”. При этом в последний раз генерал-майор лежал в больнице только в 1984 году.
Но на прошлой неделе главный военно-клинический госпиталь Минобороны неожиданно признал Марата Марденова негодным к военной службе. Такое заключение генерал-майору выдал 36-летний старший ординатор травматологического отделения Адлет АКТАЕВ. В его биографии значится, что по квалификации это детский хирург, прошедший несколько курсов повышения квалификации в области травматологии.
- Я ежегодно проходил диспансеризацию, и мое состояние здоровья всегда признавали удовлетворительным. Но молодой майор Актаев решил забраковать генерала, который прослужил 30 лет, с помощью одной простой линейки, которой замерил, что до полного распрямления моей руке не хватает 10 градусов! - возмущается генерал. - Он мне не дал силовую нагрузку на мышцы, не проверил нерв­ные окончания. А ведь я по утрам на одной руке отжимаюсь и делаю зарядку. Я с президентом, верховным главнокомандующим, вот этой правой рукой здоровался и получал именные погоны! Признание негодным к службе означает, что даже если вдруг начнется третья мировая война, меня уже в армию не призовут! Я как выбракованная лошадь, которой отрывают подковы, чтобы железо не переработали в мясокомбинате на колбасу, - огорчается генерал.
При этом комиссия не дает ему второго шанса, отказав собрать консилиум независимых врачей, а доверяя мнению одного старшего ординатора.
Весь подтянутый, жизнерадостный, про которых говорят “здоров как бык”, Марденов получил еще один удар, когда другой молодой ординатор из терапевтического отделения этого госпиталя признает его “ограниченно годным к службе” в связи с сахарным диабетом средней степени тяжести. Сам генерал-майор настаивает на легкой форме, так как ни разу с 2003 года, когда он впервые обнаружил эту болезнь, не обращался в больницу, на учете по диабету не состоял. Руководство госпиталя и на сей раз отказывает ему в просьбе пересдать анализ крови на гликолизированный гемоглобин, который, как он утверждает, в отличие от остальных анализов сдавал всего один раз и который вызывает сомнение у врачей.
- Я никогда не был инсулинозависимым пациентом, а держал себя только за счет физической нагрузки, - объясняет 53-летний пограничник.
Марат Жукенович сдаваться не намерен, тем более что существенные оплошности медики все-таки допустили. Например, заключение они составили без учета статей 184 и 188 постановления правительства о правилах проведения военно-врачебной экспертизы № 44. Так, в выписке военно-врачебной комиссии не указано, что ранение получено при прохождении воинской службы - в бою. Сахарный диабет он заработал тоже не на курорте, а сразу после ошских и баткенских событий. Все это кардинально меняет характер медсправки, которая выдана будто гражданскому лицу, а не кадровому военному. Но комментировать ситуацию специалисты госпиталя Минобороны газете отказались.

- Почему вы хотите остаться на работе, ведь пенсия у генералов безбедная? - не удержалась я от вопроса.
- Я уже получал полтора года пенсию по 205 тысяч тенге по заключению Центральной военно-врачебной комиссии КНБ. В прошлом году Военный суд признал их справку недействительной из-за допущенных нарушений и восстановил меня на работе без перерыва трудового стажа, даже выплатили компенсацию в размере 5 млн. тенге. Но я добровольно написал рапорт и вернул государству всю полученную пенсию - 3 млн. тенге. Я хочу служить Отечеству, передавать свои знания, пока у меня есть силы! Я прошу верховного главнокомандующего ВС РК Нурсултана НАЗАРБАЕВА оставить меня на службе! Да, от государства я все получил, но я никогда не ныл. По приказу начальства я без слов 14 гарнизонов сменил! У меня младшая дочка 7 раз школу меняла за 11 лет! Зато я научился понимать психологию солдат, потому что спал с ними в одной землянке и никогда свой офицерский паек под койкой не ел, а все отдавал.
От редакции  О Марате Марденове газета “Время” писала не раз. Именно он разыскивал списки уроженцев Казахстана, погибших в 1941-1943 годах в украинском лагере для военнопленных “Гросслазарет”, которые помогли десяткам казахстанских семей найти своих погибших родных (см. серию публикаций “Вспомнить всех”). А также именно он выступал переговорщиком в первой в истории Казахстана кровавой драме на границе (см. “Граница: первая кровь”, “Время” от 9.8.2012 г.).

Тогжан ГАНИ, e-mail: jigida@mail.ru,  Астана

Комментарий в тему

Михаил ПЕТРЕНКО, командир М. Марденова по войне в Афганистане, генерал-лейтенант (Украина):
- Это один из лучших сыновей великого казахского народа. Я не утрирую, нас жизнь развела, мы в разных государствах, но я благодарю судьбу, что у меня был такой боевой товарищ. Понимаете, он должен служить. В Казахстане не так много офицеров - тем более пограничников-генералов, имеющих столь большой опыт. С его ранением необязательно ходить в атаку, он должен думать как разведчик, сидеть в штабе и решать стратегические задачи.

Поделиться
Класснуть